Статьи

«Бескорыстная, застенчивая, великодушная, щедрая, единственная — первая…»

Ее, наверно, можно миновать,
Влюбившись сразу вдумчиво и зрело,
И навсегда утратить благодать,
К ней возвращаться —
К первой, неумелой,
Загадочной, неистовой, слепой,
Чтоб, испытав, как счастье убывает,
И вспомнив молодое — «Есть любовь!» —
По-взрослому поправиться: «Бывает!» 

Юрий Поляков

Сегодня со всех сторон слышится: «Молодежь ничего не читает. Вот раньше…» Но это не совсем так, и сейчас читающих подростков много. Весь вопрос в том, что читать. Сегодня многое печатается на потребу дня, активно эксплуатируются самые низменные вкусы публики. А ведь так важно, чтобы писатели в своих произведениях несли идеалы добра, истинной любви, правды, свободы, милосердия, справедливости и честности. Но где искать таких авторов?

Совершенно неожиданно конкурс «Лето Господне» стал для меня открытием, ведь именно благодаря ему я узнала о Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. А ведь эта премия уникальна! Она вручается писателям не только за художественные достоинства литературных произведений, но и за те идеалы, которые они несут. Теперь на моей книжной полке появились повести Владимира Чугунова, русского писателя, драматурга, протоиерея Русской православной церкви, номинанта Патриаршей литературной премии 2011 года. Его повести «Деревенька», «Забавная история», «Русские мальчики» очень живые, настоящие, жизненные. В их героях многие могут узнать себя и своих окружающих.

Есть такое разговорное слово — «цепануло». Маленькая повесть «Тонька» меня именно цепанула: пробежав глазами первые строки, я уже не могла оторваться. Мне давно хотелось прочитать что-то такое живое, светлое, увлекательное. Героям этой книги по семнадцать лет, и на все происходящие в повести события я смотрю глазами подростка, почти моего ровесника. В юности все воспринимается чрезвычайно ярко, ощущение этого мира обостренное, тонкое. Мир состоит из контрастов: черное и белое, любовь и ненависть, добро и зло… Полутонов не существует. Эти ощущения такие сложные, запутанные, так много еще неиспытанного, неизвестного. Только в этом возрасте можно мечтать — смело, открыто, без боязни и сомнений. Так воспринимают жизнь юные герои этой повести.

Действие ее происходит в советские времена. Мы видим приметы той жизни: скромный уклад однообразных будней рабочих, бытовые детали, характерные для того времени, традиционный рубль на обед, который родители выдавали своим детям, верующие, которые молятся, прячась от посторонних глаз… Но так ли важны эти приметы? Когда читаешь «Тоньку», не обращаешь на них внимания. Ведь первая любовь, о которой рассказывает книга, — понятие вневременное, переживания молодого человека, влюбившегося впервые, одинаковы во все времена.

Герою, от лица которого идет повествование, всего семнадцать лет. Он простой паренек с окраины небольшого, похожего на деревню города, из самой обычной советской небогатой семьи. Про любовь он знает пока только из фильмов и книг. Но вдруг в театральной студии встречает он не просто девчонку, а «доисторический хаос». И ее имя соответствует характеру — Тонька. 

Как объяснить, почему вдруг вспыхивает любовь? Почему невозможно оторвать взгляд от еще недавно чужого человека? Почему он готов терпеть многочисленные насмешки девчонки? Мальчишка сам этого не понимает, но все так необычно в этой Тоньке: и ее порывистость, и жуткое упрямство, и даже взгляд — «цыганские бесстыжие глаза». И первая любовь возникает просто и безоговорочно! Она появляется без причины: достаточно одного взгляда, одного случайного прикосновения, чтобы вспыхнуло первое чувство и перевернуло всю твою жизнь. Еще час назад наш герой чуть не дрался с Тонькой, а вот теперь он согласен поехать за ней в другой район города, чтобы проводить ее. И вот он — самый первый поцелуй, нечаянный, робкий, волнующий. Молодой герой и сам не понимает, что с ним происходит: «Я стоял раздавленный, я стоял пристыженный, я был совершенно убит и не мог произнести ни слова, но никогда еще я не был так счастлив». Можно ли лучше передать всю противоречивость первого чувства? 

Обоих героев переполняют эмоции, с которыми им трудно справиться. Порой юноше хочется нарочно уколоть, задеть свою Тоньку. Его просто выводит из себя ее самолюбие, самоуверенность и упрямство. А через минуту он уже готов на коленях просить у нее прощения. И Тонька, рассердившись на глупую детскую шутку — переделанную песенку, прогоняет своего юного друга в метель, а потом три дня сидит, не выходя из дома, запустив пальцы в волосы и переживая за него.

Отношения юных героев — это череда горячих споров и ссор и таких же горячих примирений. Порой их отношения по-настоящему драматичны. После ссоры герой в пургу уходит от Тоньки, пробираясь по снежным завалам, и никак не находя дороги. Пусть потом оказывается, что дорога-то была совсем рядом, и пусть вызывают улыбку мысли героя о том, как Тонька будет в слезах сидеть у его кровати, а он, весь забинтованный, станет укорять ее в жестокости. Но ведь молодой человек действительно чуть не погиб! И так понятны все его переживания, мысли, мечтания. Удивительно, с каким тонким психологизмом сумел автор передать сложный, противоречивый внутренний мир юного влюбленного.

Как радовались наши герои, отмечая старый Новый год только вдвоем, тому, что могут просто поговорить друг с другом, побыть рядом. День празднования описывается очень подробно, ведь для юноши это самый важный, самый трепетный день в жизни. Даже незначительные детали значимы: как он моет пол в доме бабушки перед приходом Тоньки, как готовит простенькое угощение, как чистит картошку, как покупает шампанское, что Тонька приносит к праздничному столу. Они и мечтают о свидании, и в то же время как будто боятся остаться наедине, поэтому даже в дом входят тайком, по отдельности, и тщательно занавешивают окна, чтобы с улицы никто не увидел, что в квартире кто-то есть. 

Виктор Гюго сказал: «При первой любви душу берут раньше тела». Вот она, первая для юных героев ночь наедине, но в этом эпизоде нет ни малейшего намека на пошлость, чего, к сожалению, так много на страницах современной прозы. Наоборот, эта сцена удивительно целомудренна: есть долгие разговоры, волнующее прикосновение рук и первые нежные поцелуи, после каждого из которых юные влюбленные стесняются смотреть друг другу в глаза. Тонька из верующей семьи, и за ее внешней порывистостью скрывается чистая душа. Может быть, с другой девчонкой все было бы по-другому, но рядом с Тонькой и наш герой становится чище и благороднее. Для Тоньки понятие девичьей чести не пустой звук, и потому на все разговоры о физической близости она говорит: «Нет, и не будем об этом». А юноша просто счастлив быть с ней рядом, мечтать о будущей жизни, чувствовать прикосновение ее пальцев к своим волосам.

После этого свидания мир для молодых людей преобразился. Все вокруг казалось прекрасным, праздничным: «Хорошо было идти рядом! Снег аппетитно хрумкал под ногами. И на сердце легко».

Все дальнейшие события в повести лишь намечены пунктиром: и премьера спектакля театральной студии, в которой занимались герои, и первый подаренный девушке букет подснежников, и проводы в армию. И это не случайно, ведь самое важное для них уже произошло: они обручились, и близость душ для них важнее всего.

Повесть прочитана, но после нее остается послевкусие — какое-то удивительно радостное и светлое, теплое чувство. Я счастлива вместе с героями и вместе с ними уверена, что они проживут вместе долгую и счастливую жизнь. Может быть, потому, что мне почти столько же лет, сколько героям, я прекрасно понимаю все их чувства, сомнения, душевные порывы. Мне очень симпатична главная героиня повести — Тонька. В ней непостижимым образом сочетаются боевой упрямый характер и тонкая, нежная душа. Меня удивляет порой недетская мудрость Тоньки: у нее, совсем еще девчонки, есть на все собственное мнение, и отказываться от него она не собирается. В ней чувствуется надежный внутренний нравственный стержень, который не позволяет ей опуститься до пошлости и цинизма. Я думаю, что этот стержень дает ей вера, хотя открыто она об этом и не говорит, только однажды, войдя в дом бабушки героя, замечает, что в нем «как-то пусто без икон и страшно, наверное, одному».

При всей глубине своего содержания повесть читается легко, на одном дыхании. Может, это потому, что автор написал ее просто, живо. История рассказана семнадцатилетним героем, и мы слышим его голос в этих жаргонных «сгонял», «пиннанул», «лахундра». Но и здесь автор не выходит за определенные рамки. Он пишет о высоких и чистых отношениях, и поэтому в языке было важно избежать сниженной лексики. 

Конечно, нельзя не отметить светлый юмор этой повести, то, с какой самоиронией рассказывает герой о себе, о взаимоотношениях с младшей сестрой и родителями. Ему, как и каждому подростку, кажется, что никто ничего подобного не испытывал, что никто не поймет его переживаний, — отсюда такой снисходительный тон, когда он говорит о родителях. 

Я бы всем советовала прочитать эту необыкновенно живую, добрую, мудрую книгу! Подросткам она даст возможность посмотреть на себя со стороны, понять себя, свои переживания, а взрослым — вспомнить свои юношеские ощущения. Пусть эта повесть поможет родителям понять своих взрослеющих детей, даже как-то оправдать их поведение и поступки в глазах взрослых. И пусть в жизни каждого будет такая первая любовь — чистая, искренняя, неумелая, неповторимая. 

г. Муром, Владимирская область

ОФОРМИТЕ ПОДПИСКУ

ЦИФРОВАЯ ВЕРСИЯ

Единоразовая покупка
цифровой версии журнала
в формате PDF.

150 ₽
Выбрать

1 месяц подписки

Печатные версии журналов каждый месяц и цифровая версия в формате PDF в вашем личном кабинете

350 ₽

3 месяца подписки

Печатные версии журналов каждый месяц и цифровая версия в формате PDF в вашем личном кабинете

1000 ₽

6 месяцев подписки

Печатные версии журналов каждый месяц и цифровая версия в формате PDF в вашем личном кабинете

1920 ₽

12 месяцев подписки

Печатные версии журналов каждый месяц и цифровая версия в формате PDF в вашем личном кабинете

3600 ₽