«Юность» во временах, событиях и людях
«Юность» во временах, событиях и людях
Пристрастная хроника лучшего молодежного журнала мира и окрестностей
1955-1957 – знаковый период в советской литературной истории. В те ранние оттепельные годы на почти выжженном поле литературной периодики появились новые ростки — журналы «Дружба народов», «Нева», «Иностранная литература», «Дон», «Москва», «Наш современник» и, конечно, «Юность» — издания, определившие не просто литературный пейзаж, но и образ мышления, и ценности как минимум нескольких советских поколений.
15 декабря 1954 года о готовящемся выпуске журнала для молодежи «Юность» впервые объявил на Втором всесоюзном съезде писателей поэт и литературный чиновник Алексей Сурков. Возглавить журнал должен был легендарный писатель Валентин Петрович Катаев.
В этот же день Корней Чуковский с удовлетворением отметил в дневнике, что Катаев пригласил его в новый журнал.
Катаеву было 57, Чуковскому — 72: самое время впасть в юность. Другими «юными» авторами стали и Анна Ахматова, и Виктор Шкловский, и другие легенды ещё времён Серебряного века и русского авангарда Неудивительно, что при таком фундаменте появились и новые легенды, пропитавшиеся воздухом «Юности»: атмосферой упорного нескончаемого производства литературного праздника.
За без малого 70 лет истории журнала многое поменялось, переиначилось, но воздух литературы как торжества сохранился.
«Юность» — журнал, где празднуют литературу.
Таким и останется.
1955
ВЕСНА ИДЕТ
18 июня 1955: вышел первый номер литературно-художественного и общественно-политического ежемесячника «Юность». Главный редактор — Валентин Петрович Катаев.
Членами редакционной коллегии стали Ираклий Андроников, Виталий Горяев, Самуил Маршак, Григорий Медынский, Николай Носов, Мария Прилежаева и Виктор Розов.
1955: в четырех номерах подряд печатается «Путешествие на Кон-Тики» Тура Хейердала (перевод Льва Жданова).
Как писал Василий Аксёнов:
Эта книга «распахнула окно в сверкающий и грохочущий мировой океан, русский перевод этого путевого дневника, сам факт его публикации и таким образом приобщение к мировой сенсации казались нам едва ли не откровением. Журнал заявлял себя сторонником всего самого современного, передового, модного, будь то ныряние с аквалангом, кибернетика, фигурное катание, вентилировал затхлую атмосферу советских будней».
1956
1956: опубликована повесть 20-летнего студента Анатолия Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского». Повесть имела грандиозный успех. А её главный герой – обаятельно рефлексирующий неудачник – становится героем своего времени. Так началась линия «исповедальной прозы» в советской литературе.
Вообще, герои «Юности» пятидесятых – это и молодые строители светлого будущего, и старые коммунисты. «Юность» становится местом встречи мира старого с новым, строящимся миром:
Будущая диссидентка Зоя Крахмальникова беседует с маршалом Буденным. Участница Великой Отечественной Войны Юлия Друнина пишет стихи про комсомольский билет, а Юрий Давыдов — рассказ про штурм Зимнего.
И в то же время в журнале появляются два неопубликованных стихотворения почти запрещённого Александра Блока из его юношеской тетради и небольшая статья о нем. Так проявляется подлинный вкус Катаева — «для тех, кто понимает».
Здесь все делали весело — обсуждали, принимали (и отвергали!) рукописи. Рисовали шаржи и карикатуры, иногда прямо на стенах, на известке.
Инна Гофф
Под руководством Катаева каждое наше заседание превращалось в праздник.
Виктор Розов
Уже в начале шестидесятых номера будут открываться подборками Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского. «Юность» станет взлетной полосой для самых звучных молодых голосов эпохи: Анатолий Рыбаков, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Юнна Мориц, Булат Окуджава, Станислав Рассадин, Римма Казакова, Борис Балтер, Новелла Матвеева, Владимир Амлинский, Анатолий Алексин.
В сатирическом разделе «Пылесос», возглавляемом Марком Розовском, дебютируют Виктор Славкин, Григорий Горин, Аркадий Арканов.
«…уж он-то знал толк в деле выращивания ильфов и петровых и всеобщей бендеризации всей страны…»
Марк Розовский — про Катаева
1958
В «Юности» выходит «Незнайка в Солнечном городе» Николая Носова, культовая книга для многих поколений жителей нашей страны.
1960
Валентин Катаев публикует роман «Зимний ветер» – последнюю шестую часть приключений одессита Пети Бачея. Анатолий Рыбаков печатает «Приключения Кроша», а Лев Копелев пишет о Ремарке.
1961
У журнала появляется логотип. Литовский художник Стасис Красаускас рисует свою знаменитую весеннюю девушку, ставшую эмблемой и неизменным символом «Юности».
Тогда же в «Юности» напечатан «Звездный билет» Василия Аксенова. Резонанс необыкновенный: фильм по повести начинают снимать еще до публикации в журнале.
В конце 1961 года создатель журнала Валентин Петрович Катаев уходит из «Юности». Он уволился несмотря на то, что ожидавшееся назначение его главным редактором «Литературной газеты» не состоялось. Катаев уходит в никуда, то есть в большую литературу, его книга воспоминаний «Алмазный мой венец» и другие поздние работы заслуженно входят в золотой фонд русской литературы.
1962
Главным редактором «Юности» становится Борис Николаевич Полевой.
В этом же году в редколлегию журнала были введены молодые и свободолюбивые Василий Аксенов и Евгений Евтушенко (это политическое решение пришлось утверждать на секретариате Союза писателей СССР). Они продержатся там до 1969 г.
1964
«Юность» устроила первую выставку 12-летней Нади Рушевой, художницы-вундеркинда, с чего и началась ее мировая слава. Иллюстрации Нади не однажды появлялись на страницах журнала.
1965
Вышла первая антология «Юность. 1955-1965». В сборник вошли избранные рассказы, стихи и очерки. Среди авторов — не только «катаевские волчата» (Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Аксенов, Гладилин и др.), но и Ахматова, Шкловский, Луговой, Маршак, Михалков, Ревич, Смеляков, Светлов.
1962-1967
Противостояние «Юности» и ЦК ВЛКСМ
«Юность» (вместе с журналом «Новый мир») становится предметом идеологических нападок со стороны комсомольского начальства. В служебных записках в ЦК КПСС, а также в выступлениях на пленумах «румяный комсомольский вождь» Сергей Павлов начинает прессовать журнал:
«…место корчагинцев, молодогвардейцев, героев, одухотворённых пафосом революционной борьбы, занимают политически аморфные персонажи, несущие в своей основе элементы скепсиса, нигилизма, неудовлетворённости и духовной слепоты. Прозаики «Юности» вслед за В. Аксёновым продолжают писать характеры своих героев по образцам западных писателей – Сэлинджера, Ремарка и др. Некритическое, эпигонское заимствование формы ведёт к прямому идейному браку: вместе с лёгким, динамично-бездумным диалогом в утвердившуюся на страницах журнала «юношескую» повесть приходит опустошённый молодой скептик, пустоцвет, поглощённый своими малозначительными переживаниями».
Закончилось все, впрочем, мирно: растерзать журнал не дали, Брежнев отправил С. Павлова руководить Госкомспортом.
1966
В трех номерах «Юности» подряд в изрядно сокращенном виде выходит роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр».
Подготовка к печати была сопряжена со множеством скандалов: автор яростно протестовал против «цензуры нижней палубы» (внутренней), но была еще и внешняя, главлитовская… Тем не менее успех романа был оглушительным. В 1969 году разразился скандал: Борис Полевой помог Кузнецову получить командировку в Лондон, чтобы «собрать материал книги про II съезд РСДРП (б)», — и Кузнецов немедленно попросил там политического убежища.
1969
«Юность» публикует повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» о судьбе самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны.
1970
В журнале выходит повесть братьев Стругацких «Отель “У погибшего альпиниста”». В том же году юмористический раздел «Пылесос» переименовали в «Зеленый портфель»
За первые пятнадцать лет жизни тираж журнала вырос в 18,5 (!) раз. К 1971 году он составляет 1 млн 850 тыс экземпляров.
1970-1985
Журнал печатал «городскую прозу» и «прозу сорокалетних», важное место занимали рассказы и повести о жизни подростков.
«Юность» публикует детективы (Николай Леонов, Аркадий Адамов). Роскошным был поэтический департамент журнала: Борис Слуцкий, Олег Чухонцев, Александр Кушнер, Николай Старшинов, Юрий Левитанский, Григорий Поженян. Начинали звучать голоса Татьяны Бек, Бахыта Кенжеева, Ольги Ермолаевой, Ларисы Миллер.
Свои очерки в «Юности» публикуют Юрий Карякин, Алла Гербер, Анатолий Стреляный и другие. Процветает производственный очерк, вдохновленный освоением Западной Сибири: героем таких текстов все чаще становится молодой рабочий (нефтяник, газовик, строитель) — думающий, переживающий за дело, способный биться за правду, намеренный учиться и совершенствовать себя. Наталья Долинина продолжает писать свои одухотворенные «учительские очерки».
Все более увлекательным становится научпоп. Например, Рэм Петров — будущий вице-президент Российской академии наук, пишет про «встречи у тимуса» (вилочковой железы). Публикует свои «Монологи» лучший детский хирург страны Станислав Долецкий. Космонавт Рюмин пишет очерк «Работа как работа», о вкусе рассуждает модельер Вячеслав Зайцев, а Всеволод Кукушкин пишет о звездах спорта.
1971
1972
Высокую оценку получает повесть Рустама Ибрагимбекова «Забытый август», опубликованная в «Юности»
1974
В «Юности» впервые публикуется нашумевшая повесть Феликса Ветрова «Сигма Эф». А также Сергей Довлатов с «производственным рассказом» «Интервью».
1975
Педагогов и родителей всей страны взволновал очерк Симона Соловейчика о гениальном учителе Викторе Шаталове из Донецка.
1979
«Юность» публикует повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». История современных Ромео и Джульетты вызывает горячие дискуссии и шквал писем в редакцию.
1981
1985
К тридцатилетию журнала в издательстве «Правда» выходит большая антология — двухтомник «Юность. 1955-1985».
В том же году «Юность печатает повесть Юрия Полякова «ЧП районного масштаба» — первую социальную сатиру на профессиональных комсомольцев. Повесть стала настоящим предвестником перестройки и символом гласности.
1987
В рубрике «Испытательный стенд» (вед. Кирилл Ковальджи) «Юность» публикует стихи ранее не печатавшихся в СССР Сергея Гандлевского, Юрия Арабова, Евгения Бунимовича, Нины Искренко. Сегодня их строки звучат классически, но тогда часть публики восприняла их как поток свежего воздуха, а другая часть – как «пощечину общественному вкусу».
В этом же году открывается раздел «20-я комната» – молодежно-дискуссионный клуб. Одной из самых популярных тем журнала стала молодежная культура. Стали выходить материалы по истории русского рока, проблемные статьи и даже литературоведческий комментарий к песням ДДТ. «20-я комната» даже проводила выездные заседания — например, ездила в Ригу, чтобы обсудить фильм Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1987).
Начинается публикация остросоциальной прозы.
1987-1992
В годы перестройки журнал становится одним из центров «возвращенной литературы». Трудно выделить что-то самое яркое: это был шквал текстов, которые советский читатель прежде мог увидеть в лучшем случае в самиздате, но чаще — и не мечтал увидеть.
«Юность» публикует «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «Искупление» Юлия Даниэля, «Колымские рассказы» Шаламова, воспоминания Надежды Мандельштам, Льва Разгона и Анастасии Цветаевой, прозу Юрия Домбровского, Саши Соколова, Леонида Бородина и многих других.
Журнал открывает советским читателям классических авторов Русского Зарубежья: Владимира Набокова, Михаила Осоргина, Гайто Газданова, Ивана Шмелева, Сашу Черного. В «Юности» выходят воспоминания княгини Зинаиды Шаховской и многое другое.
За свежими номерами буквально охотились: в каждом было что-то сенсационное.
1989
«Юность» публикует пронзительный очерк «Ржавчина» студентки журфака МГУ Вероники Марченко о гибели военнослужащих в мирное время. Впервые поднимается проблема «дедовщины» — издевательств над молодыми солдатами в армии. Статья имела колоссальный отклик, в редакцию стали приезжать матери погибших солдат… Через несколько лет Марченко создала правозащитный фонд «Право матери», работающий и сейчас.
1990
«Юность» приглашает всех «смелых инициативных людей» покупать «коммерческую рекламу». Появляются первые рекламные полосы: отечественные компьютеры «Спектр», советско-американское брачное агентство (нужно заплатить 35 рублей и выслать четыре фото, из них два — в полный рост). Начинается рынок.
Тираж «Юности» в 1990-м — 3 млн 100 тыс. экз.
1991
Журнал выходит из подчинения Союзу писателей СССР и становится независимым изданием.
Сенсацией становится опубликованный в «Юности» роман Энтони Берджеса «Заводной апельсин» (в переводе Е. Синельщикова).
1992
Липатов был «философ в стихах, истый рыцарь в журналистике, мудрый нищий в быту» (Б. Рябухин). «Юность» липатовской поры воспринималась как журнал «доказанной романтики, парадоксального оптимизма».
В это время «Юность» печатала произведения Эдуарда Лимонова, Юрия Нагибина, Владимира Орлова, Инны Лиснянской, Тимура Зульфикарова и даже Итало Кальвино. Самым активным и насыщенным в эту пору стал отдел публицистики, собравший яркие имена и идеи.
1993-1994
В «Юности» выходит «Московская сага» Василия Аксенова – роман-семейная хроника московской интеллигенции.
2007
После скоропостижной кончины В. С. Липатова главным редактором стал Валерий Федорович Дударев — талантливый поэт и публицист. Он начал работать в «Юности» еще в 90-х, был заведующим отделом поэзии и заместителем главреда.
При Дудареве в журнале появились множество новых рубрик.
Среди авторов журнала того времени — Мэлор Стуруа, Дмитрий Бобышев, Станислав Куняев, Валерия Нарбикова, Алла Марченко, Амарсана Улзытуев и множество других ярких литераторов.
Поэзию представляли Игорь Волгин, Максим Замшев, Елена Крюкова, Нина Краснова и другие.
Как и прежде, горячие проблемы современности освещала «20-я комната», а легендарный критик Лев Аннинский вел рубрику «Заметки нетеатрала».
2019
Главным редактором «Юности» стал писатель Сергей Александрович Шаргунов, автор книги в серии ЖЗЛ «Катаев: В погоне за вечной весной» (премия «Большая книга» 2017 г.).
Меняется и направление журнала: из пестрого мультижанрового издания «Юность превращается в стартовую площадку для авторов-дебютантов: прозаиков, поэтов, критиков, драматургов.
2021
«Юность» впервые вручает премию имени Валентина Катаева за лучший рассказ. Ее первыми лауреатами стали прозаики Павел Селуков, Софья Ремез и Роман Сенчин.
2022
Журнал впервые проводит Литературную школу «Юности» в Переделкино и Комарово для молодых авторов. Среди лекторов Алексей Варламов, Андрей Геласимов, Валерий Попов, Ольга Славникова и другие.
«Юность» выпускает цикл документальных фильмов «Знаковые места русской литературы». 5 фильмов про Пушкина в Болдино, Толстого в Ясной Поляне, Петербург Достоевского и писателей в Переделкино выходят на платформе VK и собирают больше 4 млн просмотров.
2023
«Юность» развивает digital-направление. Молодые актёры московских театров читают стихи классиков журнала (Валентин Катаев, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Андрей Дементьев) и современников (Дмитрий Воденников, Игорь Волгин, Дмитрий Ревякин)
Как и в катаевские времена, наряду с дебютантами в журнале печатаются тексты современных классиков и самых ярких представителей литературного сегодня.
Среди авторов журнала — Евгений Водолазкин, Алексей Сальников, Денис Драгунский, Дмитрий Воденников, Роман Сенчин, Василий Авченко, Юз Алешковский, Ася Володина, Дмитрий Захаров, Вера Богданова, Екатерина Манойло.
В раздел литературной критики «Зоил» пишут Татьяна Соловьёва, Иван Родионов, Денис Лукьянов, Юрий Сапрыкин.
Сегодня «Юность» проводит вечера в своем литературном центре, сохраняет традиции, и, конечно, ждет новых талантливых авторов.